"Родился я в 1926 году в Рязанской области. Сейчас живу в Нижегородской области. В 1941 году окончил 7 классов. Учиться дальше не пришлось. Устроился работать в Ковровский леспромхоз, там меня приняли в комсомол. В августе 1942 года был зачислен в Соловецкую школу юнг.
Школа только - только начала формироваться. Строили землянки, а потом в них занимались; об этом много написано. В 1943 году окончил Школу и был направлен на Северный флот, специальность-«рулевой». По прибытии тральщиков из Америки меня направили на тральщик Т-115. Наш дивизион состоял из десяти тральщиков. Я участвовал в 104 боевых операциях. Наш тральщик вместе с другими кораблями отконвоировал 232 союзнических и отечественных транспорта с военными грузами. Отразил 8 атак подводных лодок. В декабре 1944 года в условиях полярной ночи Т-115 произвел 28 боевых выходов на траление фарватеров у Петсамо и Киркинеса, уничтожив 110 вражеских мин.
Хорошо помню такой эпизод. Под Новый 1945 год Т-115 участвовал в конвоировании транспорта из Петсамо в Мурманск. На траверзе полуострова Рыбачий транспорт был торпедирован немецкой подлодкой в носовую часть, но оставался на плаву. Нашему командиру было приказано подойти к нему и спасти оставшихся в живых членов экипажа. А волнение моря - 4 балла, высота волны 2-3 метра. Одна попытка подойти и ошвартоваться окончилась неудачей, тросы, поданные на транспорт, лопались как нитки. Вторая попытка с подветренной стороны удалась без подачи швартовых, то есть у бортатранспорта наши машины работали в раздрай: одна машина вперед, другая назад.
Сколько человек спасли, точно не скажу. На моих глазах многие погибли. Наш тральщик работал до самого рассвета, пока всех не сняли. Эту трагедию не описать... Ужас! Потом транспорт без носовой части был отбуксирован в порт Мурманск. Во время этой трагедии я все время находился на посту управления кораблем, выполняя команды с мостика. Все видел - ничего забыть до сих пор не могу.
В 1950 году меня демобилизовали, и я вернулся домой в звании старшины первой статьи. Стал работать помощником машиниста узкоколейного паровоза - доставляли древесину на Балахнинский бумажный комбинат. Вскоре женился. У нас двое сыновей, три внучки, три правнучки, один внук и один правнук. В 1954 окончил курсы капитанов судов с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил. Работал помощником капитана, капитаном (опыт рулевого на тральщике пригодился). Потом перешел работать капитаном на теплоход Балахнинского бумажного комбината. Водили плоты в Кстово, Дзержинск, Горький, Бор. Движение было интенсивное.
В 1986 году ушел на пенсию как инвалид второй группы. Государство мне дало бесплатно автомашину «Ока», провели к дому телефон, тоже бесплатно. Имею правительственные награды. Соловецкая школа юнг, служба на флоте - это фундамент, на котором я построил свою жизнь."
Воспоминания Горшкова С. Т. из сборника "Соловецкие юнги".