Фото в военное время
Фото в мирное время
Фамилия Сачков
Имя Геннадий
Отчество Алексеевич
Дата рождения 10 февраля 1927
Место рождения Куйбышевская область, город Куйбышев, посёлок Зубчаниновка
Дата смерти
Место смерти
Воинские звания
Звание Дата присвоения
1945
1942
Наименование награды Медаль Ушакова (Россия)
Описание награды
Дата вручения 7 июля 1992
Место вручения Соловецкая школа юнг
Наименование награды Орден Отечественной войны II степени
Описание награды
Дата вручения 23 декабря 1985
Место вручения
Наименование награды Медаль "За оборону Советского Заполярья"
Описание награды
Дата вручения
Место вручения
Наименование награды Медаль "За победу над Германией"
Описание награды
Дата вручения
Место вручения

В 1942 году на острове Большой Соловецкий в Белом море было создано уникальное учебное заведение — Соловецкая школа юнг. Туда принимали ребят комсомольского возраста, 15-16 лет. Набор был организован в 10 регионах бывшего Советского Союза. Из Куйбышевской области в школу юнг отправились более 700 добровольцев. Одним из них был Геннадий Сачков. — Геннадий Алексеевич, вы коренной самарец? — Да. Я родился и провел первые годы жизни в центре города, на улице Самарской. В 1930 году моя семья переехала в Зубчаниновку. Родители работали на железнодорожно-ремонтном заводе, который находился на Безымянке. Тогда всех сотрудников предприятия старались селить поближе к производству. Зубчаниновка была поселком железнодорожников. В школу я пошел уже здесь. — Сколько вам было лет, когда началась война? — 15. Мне, как и всем мальчишкам, ужасно хотелось на передовую. Директор нашей школы Михаил Емельянович Бушманов в первые дни войны добровольцем ушел на фронт и вскоре погиб. Это усилило наше желание бороться с немецкими захватчиками. Конечно, первым делом мы с друзьями пришли в военкомат. Но там с нами даже разговаривать не стали, отправили по домам. Тогда мы принялись искать другие пути. Вскоре выяснили, что райком комсомола набирает ребят нашего возраста для отправки на Соловецкие острова — обучаться военно-морскому делу. Решили, что это наш шанс. — Вы были комсомольцем? — Нет, но это не ставили обязательным условием. Главное было подходить по возрасту, здоровью, моральным качествам. Каждому кандидату предстояло пройти мандатную комиссию: огромное внимание уделяли происхождению, отсутствию темных пятен в биографии. Все же школа военная, нельзя было брать непроверенных людей. Также мы проходили медицинскую комиссию. А еще непременно нужно было письменное согласие родителей. — Ваши родители дали его? Не страшно им было отправлять воевать 15-летнего подростка, можно сказать, еще ребенка? — Да какой же это ребенок — 15 лет? Будучи в седьмом классе, мы уже умели собирать и разбирать винтовку, стрелять, многое знали из теории военного дела. Нас этому учили на уроках по начальной военной подготовке. Мы являлись уже наполовину готовыми солдатами. Поэтому родители, несмотря на то, что я был их единственным сыном, без лишних слов дали свое согласие. Кроме того, я ведь не со школьной скамьи ушел в юнги, успел и на заводе поработать. — Одновременно с учебой в школе? — Нет, вместо нее. Я окончил семь классов. Начал учиться в восьмом. А в январе 1942 года почти все парни из нашего класса ушли работать на авиационный завод №1. Страна нуждалась в рабочих руках. Считалось, что мы уже почти взрослые, образованные, поэтому нас быстро обучили токарному делу и поставили к станкам. Через три месяца я и мой друг получили третий разряд. После этого нас отправили на завод имени Фрунзе, который тогда только разворачивался, токари там были очень нужны. А в августе того же 1942-го мы уже отправились в школу юнг. — Как выглядело это заведение в самом начале? — Как таковой школы юнг на Соловецких островах изначально не было. Она существовала только на бумаге. Там было два здания, кирпичное и деревянное — все, что осталось от разрушенного монастыря. В них разместили офицеров, а для нас поставили палатки. Они были однослойные и почти не держали тепло. Зима на Соловках начинается раньше, чем у нас, в сентябре там уже достаточно холодно. Мы настелили в палатках сосновые и еловые лапы, кинули на них одеяла. Матрасы набивали сухими водорослями. Спали одетыми, вповалку — так теплее. Укрывались шинелями. Палатки обогревали буржуйками, но толку от них было мало. Пока такая печка горит — тепло, перестали в нее дрова подкидывать — сразу же холодно. Приходилось постоянно за ней следить. А бывало, ночью просыпаешься, смотришь вверх и почему-то видишь звезды. Оказывается, дежурный заснул, палатка вокруг трубы обуглилась. — Как же вы зимовали? — Нам поставили задачу к зиме обустроить для себя жилье. Но и учебу откладывать было нельзя. Поэтому мы одновременно познавали азы военно-морских наук и строили землянки. Вырывали котлован, в нем из бревен выкладывали стены. Дерево заготавливали сами, благо лес рядом. Также мы построили столовую и учебные классы. — В школе юнг обучали нескольким специальностям. Какую выбрали вы? — Я решил стать радистом. Это был не случайный выбор. Радио я интересовался всегда, сколько себя помню, и в дальнейшем оно стало моей профессией. В школе юнг в радисты брали не всех, проверяли годность по слуху. Того, кто проверку не проходил, отправляли учиться на боцмана, рулевого или моториста. — Кем были ваши товарищи по учебе? — Из зубчаниновской школы нас было трое: я и два мои друга — Саша Косырев и Валера Шевченко, они учились на боцманов. Мы с самого начала держались вместе: и на завод вместе ушли, и в военкомат ходили, и в райком комсомола потом. А вообще ребята в школе юнг были разные. В том числе и уже понюхавшие пороха. Кто-то прибыл с оккупированной территории, их мандатная комиссия отбирала особенно тщательно. Двое прежде воевали в партизанских отрядах, уже имели награды — ордена. Как и нам, им было тогда по 15-16 лет. — Все ребята были надежные? — Несмотря на жесткий отбор, который мы проходили, в наши ряды затесался диверсант. Сначала он записался в группу, где готовили боцманов, а потом вдруг резко захотел стать радистом и этим обратил на себя внимание. Парень и внешне отличался от нас, был намного крупнее и солиднее, явно старше остальных. Даже мы, пацаны, обращали на это внимание. Его забрали ночью. Вскоре обнаружили в лесу, в том месте, на которое он указал, спрятанную радиостанцию. Больше мы его, конечно, не видели. — Как долго вы обучались в школе юнг? — Один год. Мы слышали, что изначально программа была рассчитана на два, но война ускорила процесс обучения, страна нуждалась в специалистах. — Какое звание вам присваивали после окончания обучения? — Мы были юнгами, пока не придет призывной возраст. Случалось, что во время службы по ходатайству командира судна звание матроса или старшины присваивали раньше. Но такое бывало нечасто. Мне звание краснофлотца присвоили в конце 1945-го. Оно приравнивалось к матросу. — Как распределяли юнг после окончания школы? — Сначала нас направляли в полуэкипаж — береговую воинскую часть, откуда специалистов распределяли на корабли. Радистов было много, в одном нашем наборе целая рота, 250 человек. Кого-то забрали служить на корабли, кто-то остался на береговых радиостанциях, на постах СНИС — службы наблюдения и связи. Из Полярного полуэкипажа меня отправили в ОВР — охрану водного района. Это организация в составе военно-морской базы, цель которой — защищать основные силы флота от действий противника со стороны моря. К данной службе как раз относились и посты СНИС. Наш был расположен на острове Кильдин. Там я служил с 1943-го по 1945 год. Постоянно писал рапорты, просился на фронт. Ответ был всегда один: «Ты нужен здесь». — Так и не удалось по морю походить? — В конце 1945 года, уже после победы, меня направили в отдельный отряд десантных судов. Наш танконосец мог взять на палубу три Т-34. Его готовили к переходу на Дальний Восток, для участия в боях с Японией. Но отправить нас не успели, война закончилась очень быстро, никто такого не ожидал. Я служил на этом танконосце на Северном флоте еще пять лет. — После демобилизации вернулись в Куйбышев? — Конечно. В тот же дом, откуда уходил, где и по сей день живу. Радиодело я любил всегда, специальностью владел хорошо, поэтому всю жизнь проработал радиотехником. Сейчас на пенсии, в кругу семьи. У меня есть правнучка и даже праправнучка.
Сведения о военной службе:
Место службы Должность Дата начала службы Дата окончания службы
Северный флот 21 апреля 1950
Соловецкая школа юнг Юнга 1-го выпуска Август 1942 Октябрь 1943
Пост службы навигации и связи о. Кильдин (Пост СНиС о. Кильдин) Радист Октябрь 1943 1945
Сведения об учёбе и работе в мирное время:
Организация Должность Дата начала Дата окончания
24 железнодорожная Зубчаниновская школа ученик (7 классов)
ОАО Самарский завод Экран сотрудник научно-исследовательского института (НИИ)
Авиационный завод №1 токарь 3-го разряда Январь 1942 Апрель 1942
Завод № 24 (имени Фрунзе) токарь Апрель 1942 Август 1942
Завод № 24 (имени Фрунзе) радиотехник 1950

Связанные музейные предметы: