Фото в военное время
Фото в мирное время
Фамилия Давыдов
Имя Борис
Отчество Владимирович
Дата рождения 2 октября 1928
Место рождения Смоленская область, город Смоленск
Дата смерти
Место смерти
Воинские звания
Звание Дата присвоения
Наименование награды Медаль Ушакова (Россия)
Описание награды
Дата вручения 7 июля 1992
Место вручения
Наименование награды Орден Отечественной войны II степени
Описание награды
Дата вручения 6 апреля 1985
Место вручения
Наименование награды Медаль "За оборону Москвы"
Описание награды
Дата вручения
Место вручения
Наименование награды Медаль "За оборону Советского Заполярья"
Описание награды
Дата вручения
Место вручения

Борис Владимирович поделился воспоминаниями: «В 1938 году после смерти отца мать вместе со мной переехала в Москву. Война меня застала в пионерском лагере, мама приехала, и забрала меня домой. Через месяц в конце июля начались налеты немецкой авиации на Москву. Первый налет был 22 июля, а так как мы жили на Потылихе, это была западная окраина Москвы, немцы пролетали через наш район. Мы еще тогда ничего не знали и не понимали. Зенитки работали, аэростаты и прожектора в небе. Немцам не давали прорваться в центр города. И стали они сбрасывать зажигательные бомбы в нашем районе. Фугасных бомб не было, в основном они сбрасывали зажигалки. В это время была организованна местная противовоздушная оборона МПВО. Поставили везде ящики с песком, бочки с водой, на склоне реки Сетунь были вырыты противовоздушные щели. Мы пацаны помогали взрослым, тоже бегали, тушили зажигалки. Были такие клещи, вот ими надо было зажигалку схватить и бросить в ящик с песком или в бочку с водой. Но после того как одному из нас попал в спину осколок зенитного снаряда, они взрывались в воздухе и осколки сыпались на землю, нас стали загонять в щели. Но мы продолжали вылезать и делать свое дело. Мама у меня была военнообязанная, и в конце 1941, или начале 1942 ее призвали в армию, а отца не было. Я остался один. Недалеко от нас располагалась воинская часть, я стал туда ходить, есть то надо. У меня была детская хлебная карточка, 400 гр. хлеба, это сейчас много, а тогда мне не хватало. У солдат я подрабатывал, подмести пол, сапоги чистил, у меня был ящик, где хранились щетки, гуталин. Вот в этой части, у солдат я и ошивался. Они меня подкармливали. Эта часть занималась обеспечением, они получали оружие на московских заводах и отвозили на фронт. Оружие, автомат ППШ его изготавливали на заводе «Искра» на Даниловке, рядом с монастырем. Однажды командир, майор из этой части говорит мне: «Что ты делаешь? Иди, работай!». Я ему говорю «Куда?». Он меня на машину и привозит на завод в отдел кадров. Начальнику отдела кадров говорит «Возьми пацана, он один остался.». «Сколько тебе лет? - 13 - Нет, не могу. (Брали на работу с 14) - А что ты его спрашиваешь, документов никаких нет у него. Напиши его с 1927 года». Так приняли меня на завод учеником слесаря, сборщиком автоматов ППШ. Около 3 месяцев я был учеником слесаря, старшего мастера, а затем мне присвоили 3й разряд и я стал работать самостоятельно. Работали мы в две смены. С 8 утра до 8 вечера, и с 8 вечера до 8 утра. На заводе работали такие-же как я мальчишки, может немного постарше. В армию забирали с 17 лет. Девчонки, женщины и пожилые люди. Мужиков мало было, многие ушли в армию, ополчение, рабочие батальоны. Я собирал автоматы, а что такое собрать автомат. Дают тебе заготовки, заготовки нужно подогнать, подпилить, затем все их собрать вместе. Норма была 5 автоматов в смену. Пока не сдашь, 5 автоматов в ОТК с завода тебя не выпустят. Успевали собирать 5 автоматов. С нами работал парнишка один с головой, он говорит надо больше автоматов выпускать. Это сейчас затасканное слово патриот, мы не были патриотами. Мы просто любили свою Родину, и хотели делать для нашей армии все что можно и нужно. Поэтому этот паренек говорит - ты будешь делать одну операцию, ствольную коробку устанавливать, ты ствол пропиливаешь, ты затвор, а ты ложу. Мы уже знали, как все делать, и у нас пойдет побольше. Конвейер пойдет. На каждой операции натаскиваешься, и она уже идет быстрее. И мы такой бригадой собрались, и стали выпускать по 10-12 автоматов на человека. В два раза стали превышать норму, производительность труда повысили свою. Конечно, нас хвалили, стахановцы, передовики. С нас стали брать пример и другие рабочие завода. За время работы на заводе с мая 1942 г. по сентябрь 1943 г. я собрал для фронта более 1500 автоматов ППШ. Такой был мой трудовой вклад в победу. Меня приняли в комсомол. И когда на райком по разнарядке ЦК ВЛКСМ дали 2 путевки в Школу юнг Военно-морского флота она вызвала меня и предложила поступить в школу юнг.. Я с большой радостью согласился, так как хотел помогать Родине не только своим трудом, но и возможностью сражаться с фашистами на фронте. Это была не только моя мечта, но мечта многих мальчишек того времени. В августе 1943 года получив путевку я, отправился во Фрунзенский райвоенкомат гор. Москвы, где прошел все комиссии – медицинскую, физическую, мандатную и был признан годным к службе на флоте. И вот 15 сентября получаю повестку явиться в Московский флотский экипаж для отправки в Школу юнг. Юнги жили поротно в землянках. В каждой роте было пять землянок. Одна командирская и четыре для юнг. Рота состояла из смен по 25 человек в каждой. Во главе смены был старшина из старослужащих моряков. В каждой землянке располагались две смены – 50 человек. По боковым стенам землянки были установлены нары в три этажа и две печурки. По средине стоял стол для занятий. Распорядок дня был такой. Подъем в 6-00, физзарядка, умывание и построение. Затем с песней шли на камбуз завтракали и в учебный корпус на занятия. Обед и снова занятия, ужин и на самоподготовку снова в учебный корпус. В 21час возвращались в расположение роты и в 22 часа отбой. Я был зачислен по специальности рулевой-сигнальщик в 1 роту 7 смену. Мы рулевые изучали разные предметы – устройство корабля штурманские приборы, условия кораблевождения, метеослужбу, вооружение кораблей, уставы, другие дисциплины морского дела, а также общеобразовательные дисциплины – математику, физику, русский язык и литературу, географию, историю. Школа готовила юнг и по другим корабельным специальностям. Например: радистов, боцманов, мотористов, электриков. Всего школа юнг с 1942 по 1945 год выпустила 4111 специалистов для флота. Закончил я школу юнг и был выпущен по 1 разряду, т.е сдал все предметы на «отлично». Был распределен на Черноморский флот и вместе со своими товарищами, их было 330 юнг, убыл в Севастополь. Ехали мы через всю страну – от г. Кеми через Вологду, Москву, Курск, Орел, Харьков, Ростов и другие города. Мы насмотрелись на все, что было разрушено фашистскими войсками. В экипаже Черноморского флота г. Севастополе нас – группу юнг должны были направить на Дунайскую флотилию, которая в это время вела бои на Дунае. В один из дней, когда мы ожидали отправки, экипаж посетил командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский. Он поинтересовался у командира экипажа , куда отправляют юнг, и узнав, что на Дунайскую флотилию тут же распорядился расписать нас по флоту. Меня и моих товарищей по школе юнг - Гришина Н.А., Гольцева В.И., Барсукова А.П. – направили для прохождения службы во 2-ую бригаду траления Охраны водного района Керченского пролива и Азовского моря в г. Керчь. Бригада состояла из дивизионов катерных тральщиков и осуществляла боевое траление мин в акватории Керченского пролива и Азовского моряи и части Черного моря от Феодосии до Анапы. Команда катера приняла меня хорошо, но требования как к специалисту были как к настоящему матросу без скидок на молодость. По боевому расписанию я был причислен к зенитному пулемету ДШК, поэтому пришлось изучить и материальную часть пулемета. Никаких поблажек на молодость и послабления в работе по тралению не было. Я наравне со всеми выполнял и управление катером и работу по постановке и уборке трала и все другие работы. Тралением мы занимались от рассвета до заката. Запомнился мне один из первых выходов в море в минный дозор. Задача заключалась в обнаружении и уничтожении плавающих мин. Командир приказал мне во время управления катером следить за морем и при обнаружении каких либо плавающих предметов немедленно докладывать. Через некоторое время я заметил что-то черное на воде и доложил командиру. Вглядевшись, командир сказал, что это мина и так как я ее обнаружил, назначил вместе с минером идти на шлюпке для подрыва этой мины. Конечно, впервые идти на такое дело было жутковато. Мы подошли к мине, минер навесил подрывной патрон, поджег бикфордов шнур и быстро, быстро отошли от мины. Раздался взрыв, и одной черной смертью в Азовском море стало меньше. Было конечно страшно. Высадившись на катер, товарищи поздравили меня с первым боевым крещением. Потом начались боевые и трудовые будни по разминированию Керченского пролива и Азовского моря от той нечисти, которую набросали фашисты. После траления якорных мин, мы занялись тралением магнитоакустических мин. Это было очень трудно, так как в этих минах стояли приборы срочности и кратности. Прибор срочности определял время приведения мины в боевую готовность, это могло быть и несколько дней после постановки мины. Прибор кратности определял, сколько импульсов магнитного поля пропустит мина до боевого срабатывания, а их было до двадцати одного. Таким образом, чтобы подорвать мину, над ней надо было пройти 21 раз. Ширина захвата нашего трала было 45 метров и по такой полосе, со скорость 4 узла мы ползали по морю туда и сюда. День Победы мне довелось встретить в городе Новороссийске, где мы были с одним из заданий. На всех кораблях, которые в, то время стояли в порту были произведены салюты. Стреляли их всех видов оружия – пулеметов, винтовок, пистолетов, ракетниц. В городе было всеобщее ликование, так он перенес тяжелые годы под немецкой оккупацией. За время службы во 2-ой бригаде траления на разных катерах мне вместе с командой удалось вытралить 11 якорных и 2 магнитных мины. В 1947 году меня направили в Учебный отряд Черноморского флота в г. Севастополь для подготовки на командира отделения. В Севастополе я встретился со многими своими товарищами по школе юнг. Закончив учебу, я возвратился в г. Керчь для прохождения дальнейшей службы и был назначен командиром отделения рулевых на КТЩ-1270. В 1948 году наш катер КТЩ-1270 был направлен в 28-ой отдельный дивизион катерных тральщиков в Румынию, порт Констанца, для участия в обеспечении траления и минной разведке. Там мы занимались определением минных полей, обнаружением и уничтожением плавающих мин. Зона наших действий распространялась от устья Дуная – портов Измаил, Тульча, Сулин, Галац, в Румынии, до портов Варна, Бургас в Болгарии. В 1949 году меня перевели для прохождения дальнейшей службы в гор. Одессу во 2-ой отдельный дивизион подводных лодок старшиной катера. В апреле месяце 1951 года отслужив 8 лет, демобилизовался и уехал домой в Москву. Поступил на вечернее отделение Московского машиностроительного техникума, так как в Одессе во время службы я учился в вечерней школе и закончил 7 классов. Это дало мне право на поступление в техникум. До 1956 года я работал рабочим-слесарем - сборщиком на заводе, потом сантехником, слесарем в Авиационно-технологическом институте и одновременно учился. Закончив техникум с красным дипломом, а он давал право на поступление в ВУЗ без экзаменов, я был принят на учебу в Московский энергетический институт на факультет «Автоматика и телемеханика». Мне хотелось быть конструктором и получив диплом техника по точным приборам я устроился конструктором в Научно-исследовательский институт автоматики. В НИИ Автоматики я прошел путь от техника до ведущего конструктора специальной техники. Затем я перешел на работу в НПО «Химавтоматика», где работал заместителем начальника крупного отдела».
Сведения о военной службе:
Место службы Должность Дата начала службы Дата окончания службы
Соловецкая школа юнг Юнга 15 сентября 1943 Август 1944
Черноморский флот Рулевой на КТЩ-544 (катерный тральщик) Август 1944 25 апреля 1951
Сведения об учёбе и работе в мирное время:
Организация Должность Дата начала Дата окончания
Научно-производственное объединение "Химавтоматика" Заместитель начальника крупного отдела 1982
Завод "Физприбор" город Москва Слесарь-сборщик 1951 1956
Комбинат игрушек город Москва 1982 1993
Политехнический музей город Москва 1993 2010

Связанные музейные предметы: